Часть третья (внеплановая).
Если интересно ЧТО ЭТО? ЗАЧЕМ ЭТО?.. Добро пожаловать в первую часть:
http://m.best.hohmodrom.ru/project.php?prid=103853
Размышления о рифме – во второй:
http://m.best.hohmodrom.ru/project.php?prid=104166
Размер
Вы будете смеяться, но таки… «Размер имеет значение!» В прошлый раз мы говорили о рифме. Сегодня давайте поговорим о том, куда эту рифму засунуть. Да, да, да… я уже предположил некоторые возможные варианты ваших ответов, поэтому, на правах автора сего сомнительного опуса, продолжу сам. Без обид. Прежде всего, давайте сверим термины. Говоря «размер», я имею в виду не количество страниц, строчек или слов в стихотворении, а некий порядок, в котором эти слова расставлены – т.н. стихотворный размер. Уверен, вы имеете в виду то же самое. Так вот, на мой взгляд, размер (в отличие от рифмы) может быть абсолютно любым!.. Кроме хаотического. Потому, что «безразмерный» хаос – это просто бесформенный поток сознания с рифмами (в лучшем случае с рифмами), а не стихи.
Так уж исторически сложилось, что все поэты прошлых лет и современности всегда рифмовали свои бессмертные мысли, построчно перенося их на бумагу. Рифмовались при этом смежные (соседние) строки или через одну… или через две… или вообще все строки имели одну сквозную рифму. Не суть. Стихотворный размер можно придумать какой угодно. Важно то, что он должен образовывать некий повторяющийся ритмический рисунок. Это как… обои! Кто-то тщательно подгоняет полосы, совмещая рисунок, и чем он замысловатее, тем труднее его совмещать и больше материала идёт в отходы… А кто-то не парится и покупает обои под покраску. Однако, отвлекаясь от строительной темы, давайте всё-таки вернёмся к нашим поэтам прошлых лет. Рифмуя свои древние бессмертные мысли в предсказуемом и не очень порядке, они вскоре заметили, что выражение всей глубины их бессмертных мыслей, посредством одних только рифм, крайне затруднительно. После чего было принято (наверняка, под чью-то персональную ответственность) волевое решение – кроме рифм в стихотворные строчки добавлять и другие слова. Сами же рифмы (при наличии) попробовали оставлять, так сказать, на десерт, т.е. ставить их в конце строки. Как ни странно, чуднáя затея прижилась. И даже по всем древним проектным институтам письменности и словесности была разослана директива на разработку в срочном порядке удобных для применения на практике дактилей, анапестов, хореев, амфибрахиев и прочих пятистопных ямбов. Чем хороша была система? Она чётко указывала, где должно быть ударение, сколько необходимо слогов… Однако шаг влево, шаг вправо… Так что было проще доказать, что «есть такое слово», чем оправдаться за сбитый ритм:
«…К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный…»
Что касается стихотворных размеров… как ни парадоксально, но течение времени их особо и не касается. Принцип тот же, что и пару веков назад: подбирай нужные слова, завершай половинкой рифмы – получай строчку. Затем делай ритмически такую же ...
Читать дальше >>